четверг, 17 февраля 2011 г.

20.10.2012: Свидетельствую лично – я там, в социализме-коммунизме, был. И вот что видел

Февраль 2011:
Прочёл намедни у Николая Полякова (который был физиком, стал, видишь ли, лириком-антикомпрадором):
*/Социализм плох, но ничего лучшего человечество не придумало/*
Это, надо понимать, под Черчилля ("Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных").
И вспомнил о своём.

По поводу передачи по 5-му каналу ТВ «Плановая экономика: путь в тупик или эффективный механизм развития?»

Кто-то там написал в комментах (см.

«Кургинян как всегда рвет своих противников как тузик грелку!»
Ну, Тузик он на то и пёс, чтобы…

Допускаю, что агитпроп, конопативший мозги мне, моим родителям, их родителям, а также и моим детям на протяжении девяноста лет, на этот раз не так уж и мухлюет. И «голосование» действительно свидетельствует о желании людей вернуться к плановой экономике.
У пожилых - там, в «плановом» прошлом, остались их молодость, здоровье, любовь, прекрасные, вечно юные и прелестные женщины-мужчины. А молодые – те в условиях нескончаемого строительства обещанного нам «коммунизма», то есть гонки за убегающим от нас горизонтом (тягловому скоту с этой целью, говорят, вешают перед мордой клок сена), никогда не жили.

Я, вместе со своими предками и потомками, там жил, вернее выразиться – существовал. Мы пели бодрые, жизнеутверждающие песни, строили, защищали, боролись, горели энтузиазмом. Сгорали.
Привожу подлинные документы (с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации). Много документов, трудно, даже не уверен, что это возможно - все прочесть. Но если Ты, молодой человек, хочешь знать, что это такое – плановая экономика (да и не экономика вовсе, а продолжавшееся в течение многих десятилетий стремление её, экономику, грубо, в извращённой форме, изнасиловать), попытайся вчитаться, проникнуться сутью нашей тогдашней убогой жизни, понять, на что предшествовавшее Тебе поколение тратило свой бесценный дар, жизнь.
Тогда как буквально рядом…

И, пожалуй, приведу, в качестве предисловия, горестные мысли моих друзей (Царствие им Небесное), которыми они в своё время со мной поделились:

27/ХI-1966 г.
г. Харьков
… И, знаешь, вот чего мне сейчас приходит в голову (это недавно, последние полгода), что нельзя жить будущим. В школе я ждал, когда смотаюсь от родителей; в институте все сводилось к тому, чтобы его закончить, получить специальность; после института – борьба за место под солнцем: необходима степень, следовательно, аспирантура; теперь ожидание – ведь не простое ожидание, а делание чего-то, что тебе само по себе и не нужно, но делание во имя твоей цели, т.е. опять же во имя будущего. Да сколько же можно не жить для сегодняшнего дня, мириться с чем-то, терпеть что-то и только утешая себя, что «будет и на нашей улице праздник!» Да так ведь и на тот свет отправишься, а «временные затруднения» окажутся действительно временными (t = жизнь). Вот раньше я над этим не задумывался, тоже, наверное, к старости такие мысли идут. Но одно мне сегодня, пожалуй, ясно, так жить нельзя и многое в прошлом надо было сделать совсем по-другому …
И действительно, Славка, замечательный, светлый человек, с гениальными мозгами, глубокий знаток и ценитель Сергея Есенина в те времена, когда о поэте вслух и говорить-то было непринято  – вскоре погиб при не вполне выясненных обстоятельствах, во время эксперимента по импульсно-магнитной обработке металла.

И ещё одна запись, ~89 г.:
Вчера зашел к Б…ву. У него уже был Ваня. Потом приехала его сестра Наташа. … спор о текущем моменте, т.е. о перестройке. Как ни странно, они все – не доверяют Горбачеву, не верят в возможность и необходимость что-либо изменять. Наташа, та вообще бормотала про какую-то сильную личность, способную руководить людьми … Ваня больше молчал и видно, что не шибко всем этим интересуется, быт задавил. … В конце Б…в: «Да, говорит, было время, мы собирались, песни пели».
И ведь действительно пели. Правда, одни пели, а кто-то растлевал народ, спаивал, душил, затыкал рты, сажал.

Так слушай, говорю, дефицит же был всего и вся. Еды не было.
«А-а, отвечает, всё можно было достать». Достать!
Так рассуждал человек высокого интеллекта, доктор физики, профессор. Москвич.
Так, похоже, рассуждают многие и сегодня, молодые люди.

Далее – документальная проза




До войны, в Гжатске. Моя мама горестно рассказывала:

Однажды стало известно: «Завезли обувь!». Туфли какие-то.
Вечером, кто о том узнал, сбежались к магазину, всю ночь простояли под дверью.
Утром же - продали 3 (три!) пары и: «Всё, больше нет!»
А мама моя, молоденькая, скромная, тихая, безответная, - оказалась четвёртой в очереди.

Поймёт ли кто из ныне живущих эту обиду? Мелочь, правда?



1950


Запись в моём детском дневнике:
12.8.50. Суббота.
…9 июля мы поехали в отпуск. Ехали 3 суток. 12 были в Москве. 4 дня были в Москве. За это время все мы устали, потому что с 8 часов утра и до 10 вечера мы ездили и ходили из одного магазина в другой. Искали счётчик, шляпы разные, всякое барахло. Потом поехали дальше.

1964


28 марта 64 г.:
...Посылкой вашей я очень, конечно, доволен, до сих пор пью чай. Рожки только не понятно зачем. Кастрюль у меня нет и неизвестно когда будут. А у нас в городе, конечно, по-прежнему ничего нет. Поэтому можете себе представить, как я Вам благодарен.

Апрель 64 г.:
… если хотите мне выслать что-нибудь, то вышлите лучше всего две-три кассеты с лентой по 350 метров, в Курске нет ленты и бывает очень редко. Запасы масла у меня еще не кончились, мясо, конечно, съел. В магазинах в общем-то по-прежнему ничего нет, но я могу при желании достать и сахар и масло и все прочее, мясо там и т.д.

29.11.64 г.:
...В мебельном магазине (как ни удивительно, здесь такой имеется!) я уже бывал. Сказали, что мебель здесь бывает, но все местных, уральских, фабрик. Того, что мне нужно, нет и мало вероятно, что будет. Но до этого, до мебели, дело еще не дошло.

декабрь 64 г.:
...О базаре – ничего не знаю. Не был еще – пока ни к чему. Наверное, что-нибудь там есть. А сахар есть и в магазине. Потом, если понадобится, я всегда могу съездить в Златоуст. Конечно, долго я этой столовой не вынесу. Буду что-нибудь делать дома. Яйца видел в буфете – 1.30.
Пришлите мне цветную пленку, если у Вас там есть. Впрочем, когда у меня будут деньги, и квартира, я собираюсь съездить в Златоуст и там все купить, что мне нужно.





1965

19.01.65 г.:
… О посылке. Конечно, неплохо бы иметь сало. То, что Вы прислали прошлый раз, я с большим аппетитом уже съел. Кофе - тоже хорошо. Но больше ничего не нужно, да и вообще это все лишние расходы – в столовой я питаюсь и привык, иногда удается пообедать довольно сносно. Уходит в день на это в среднем два рубля – меньше не получается.
Мебели здесь нет, и если придется переходить в комнату…, то нет ни стола, ни кровати. В магазине есть только громадные тяжеловесные диван-кровати уральского производства. Не хотелось бы платить за это большие деньги, а стоят они недешево.

29.VI 65 г.:
…У меня сейчас перерыв, а в столовой огромная толпа, так я зашел домой, прочесть письмо.
…Жрать здесь нечего, столовая надоела ужасно. А в магазине есть только сахар, да масло вот как-то не переводится. Ну, и хлеб, больше ничего. А поскольку сейчас стоит жара, то ничто съестное, что бы Вы ни прислали, долго не сохранится, если вообще доедет до меня. Поэтому я ничего и не прошу…

19.07.65 г.:
… А мне здесь еще быть неизвестно сколько – жрать нечего, жить по-человечески негде, … Да вот вы приедете – сами увидите. Только как здесь будет папа питаться? Не знаю, что здесь едят люди – в магазинах нет ничего. В столовой – всякая мерзость, заходить не хочется, да куда денешься, есть-то нужно…

05.09.65 г.:
Кабы можно было жить в лесу и оттуда ездить на фабрику! Не ходить ни в магазин, ни в столовую, ни на почту – где тебя запросто могут облаять, накормить гадостью, тараканами, мухами, вчерашним или позавчерашним варевом…

12.09.65 г.:
…Привези мне вот что (здесь нет):
1.   Леска сечением 1 мм (можно 0,8 – 0,6 – не меньше) – 100 м.
2.   Блёсен (блёсны) штук 5-6 – тяжелых и самых блестящих.
3.   Тройных крючков самых больших – штук 10-15 (якорьков).
4.   Чернила черные, не то у меня остались только красные – две-три бутылки.
5.   Шампунь – много, а то я сильнее лысею от мыла. Ведь ты не хочешь, чтобы я был лысым раньше, чем меня смогут увидеть мои дети?
6.   Кинопленки, а, это я уже писал.

18.09.65 г.:
… Если вдруг у тебя будут деньги, а в магазине – лыжи, прихвати их с собой, здесь их нет уже год. И не будет.
…. Ну, а если нет, то раздобудем где-нибудь в Златоусте или Уфе.

Сентябрь 65 г.:
… Спасибо за все содержимое бандероли – за ленту, за блесны. И за фонарик. …
Но уже не нужны блесны, ни леса. Холод и грязь и рано темнеет

29.10.65 г.:
… много забот об Оле, никак не можем купить ей хорошее пальто, каждый день с мамой ходим. Хочется ее получше, покрасивее одеть, все же студентка. Но ничего к нам хорошего не поступает. Нужна шапочка, теплые ботинки. Хоть в Москву специально поезжай. Вот видишь, сколько всяких забот и хлопот. Просить Бориса Кузьмича…

08.12.65 г.:
Насчет питания. Все так же. Как не было ничего, так и нет. Ну, а что Вы можете прислать? Ничего и не надо. Живем, и все живут. Ездят на машине в какую-то Василовку, «где всё есть». А мы и так обходимся. Не такое видали…

1966
13.01.66 г.:
… Ходила в поликлинику здешнюю, но там нет …, давали разные советы, таблетки, да и лекарств-то у нас в Канаве необходимых не найдешь – ни врачей, ни лекарств – лучше не болеть. В поликлинике не помогли, дали направление в больницу, а там нет мест…

22.01 66 г.:
… Я купил в Москве в ноябре оправу, но стекла там были другие, так я заказал вставить те, которые нужны… Но Олиных стекол как раз в тех аптеках, которые я посетил (я искал, кто бы мне вставил нужные стекла и переслал прямо в Семипалатинск – но такой аптеки в Москве нет, от иногородних заказы не принимаются), да, так Олиных стекол не оказалось. Тогда я попросил вставить стекла для папы, т.к. к тому времени уже и папа изъявил желание иметь очки с такой оправой.
Скоро, возможно, я снова буду в Москве. И тогда уже я буду искать то, что нужно для Оли. И оправу и стекла.

12.02.66 г.:
… Если придется переходить на новую квартиру, то ведь и мебель нужна, а у меня нет ничего, кроме моего чукотского стула. Значит, нужно покупать всё. А здесь нет хорошей мебели, бывает иногда только местных, уральских фабрик, всё такое тяжеловесное, неуклюжее…

19.02.66 г.:
… Самое, пожалуй, характерное для местных жителей – любые безобразия оправдывать тем, что «прежде было еще не то, вот ты не застал». В том смысле, что если раньше было хуже, то теперь – хорошо, и стремиться больше не к чему, и так проживем. Не то пережили…

28.03.66 г.:
…У нас уже 2 недели нет конвертов, пользуемся чем попало.

29.03.66 г.:
… уже в течение нескольких месяцев конверты можно достать с трудом – вот нет их и всё. Иногда появятся, их разбирают сразу пачками. Светина мама не верит, что так может быть, и чтобы Света не могла ссылаться на этот факт, в каждом письме шлет по конверту. Если бы она поверила, то прислала бы сразу пачку. Но это правда – нет конвертов и все. Вот я не знаю, как я отправлю это письмо. Есть, кажется, только заказной конверт. Вот так и живем – самых элементарных вещей не купишь. За штанами мне и за рубашками – Света ездила в Уфу, намучилась, две ночи не спала, я ей теперь запретил такие поездки

09.04.66 г.:
… Дом наш все еще «строят». Я туда еще ни разу не ходил… посмотреть, как идет работа. Рассказывают, что ежедневно работает там человека два-три и то часов до 12. Потом все напиваются, и работы уже нет. Говорили, что к 1 мая сдадут. Теперь они уже взяли очередное обязательство – сдать в июне. Но мне кажется, что летом они все-таки не успеют закончить. Думаете, кто-нибудь возмущается?...

9.4.66 г.:
Конверты у нас уже появились. Света взяла целую пачку

24.04.66 г.:
… Все здесь всем довольны и лучше … города на свете для них нет. Пусть их калечат, убивают, унижают – они всем довольны, была бы водка в изобилии или спирт на фабрике.
… мне одна из ее подруг достала в Кишиневе две рубашки - джерси. Шикарные! Я очень доволен. В общем-то, нас не забывают – прислали нам очки – мне и Свете, шлют часто апельсины – там, в Одессе это можно достать.
… попросить у Вас прислать нам кофе натурального – в … никогда не бывает. И перец черный, Света подсказывает, может быть, в С-ке есть. С продуктами сейчас стало хуже – хранить негде…

09.05.66 г.:
…У нас в стране развелось кинолюбителей столько, что даже черно-белую можно достать с трудом, теперь когда-то промышленность развернется. Помню, несколько месяцев назад слышал передачу, какой-то деятель клялся, что запросы любителей музыки на магнитофонную ленту к 1970 году будут полностью удовлетворены. Идиот, я подумал. Может быть, к тому времени нынешних магнитофонов уже не будет. Вот так и с кинолюбителями.
… посмотри в магазинах, если есть цветная обратимая 2х8, то я сразу деньги вышлю – десять-двадцать штук.
… Очень нужен словарь итал-русский или итало-немецкий. Папа, нельзя ли там у кого-нибудь раздобыть? У стариков каких-нибудь или в библиотеках – за любые деньги, взамен чего угодно
… мне прислали нейлоновую новую рубашку – белую-белую. Я таких никогда и не носил. Вот только одевать ее некуда.

10.07.66 г.:
…В Уфе мы постараемся найти платок, который я уже давно обещал маме. Для этого мы должны быть в воскресенье с утра в Уфе, на толчке. Здесь его не найти
… Дом теперь обещают сдать к 14 августа, а то и раньше. Всех жильцов обязали работать ежедневно по три часа на строительстве. Прошло уже две недели с тех пор, а я еще не собрался пойти ни разу. Меня возмущает такая постановка вопроса – 80 жильцов в течение полутора месяцев ежедневно по три часа – так они хотят замазать свои грехи и безобразия. Да никуда не попрешь, никто больше не возмущается, все довольны.

28.07.66 г.:
… Насчет платков посмотрим в Уфе, у нас здесь в … нет и быть не может…

Осень 66 г.:
У нас … строят 80-кв. дом. На днях был назначен очередной срок окончания стр-ва – День строителя.
… решено было привлечь к работам будущих жильцов.
Завком предложил ежедневно каждому из кандидатов в жильцы дома работать по 4 часа вплоть до оконча-я стр-ва, т.е. примерно полтора месяца. Тех, кто не выполнит этого, решено лишить права на квартиру в будущем доме.
- Водопровод и канализация к дому не подведены. Канализации в городе вообще не существует, хотя строится она многие годы…

«1» сентября 1966 г.
…при проверке Вашего заявления …вским горторготделом были установлены факты перебоя в торговле хлебом.
            Это объясняется повышенным спросом населения в отдельные
дни. Если в обычные дни в городе продается 15-16 тонн хлеба,
то в отдельные дни реализация его увеличивается до 18-20 тонн
в сутки.
            Областным управлением торговли принимаются меры к бесперебойной торговле хлебом в городе

20.09.66 г.:
… мы узнали, что дом не сдан. Его пытались сдать. Но некоторые жильцы, возмущенные тем, что осталось множество недоделок, написали в челябинскую газету. Оттуда приехала комиссия и обязала дом закончить. Тогда директор вроде бы сказал – не хотят жить в таком доме, пусть живут в своих бараках. И с тех пор дом так и стоит. Жильцы делают, кто что умеет каждый себе. Когда сдадут, неизвестно, но, говорят, на той неделе уже будут вселяться. Воды нет, света нет, о канализации и сказать нечего. В подвале на несколько сантиметров вода. Подойти к дому невозможно без резиновых сапог. Вот как.
… Всё кругом здесь кричит о неуважении к человеку, всё, что ни делается, всё через пень-колоду и всё во вред человеку – по Салтыкову-Щедрину: «и так, шельма, проживет».

07.10.66 г.:
…А если бы я был здесь, я все равно не пошел бы участвовать в этой свалке, когда женщины визжали, детей колотили (за то, что они вытянули плохой жребий), а мужчины плакали совсем не мужскими слезами. Пропади оно всё, я предпочитаю жить иначе.

15.10.66:
…Съезжу за материалом на … в Златоуст, и тогда перейдем сами. Вообще-то дом не сдан, комиссия не приняла. Да и не могут его принять. Например, пожарник решил проверить в одной квартире титан и зажег бумагу в топке. Весь дым в комнату, потому что труба подсоединена просто к глухой стене. И тому подобные факты. Естественно, его принять не могут, такой дом. Сделан он настолько безобразно, что, входя в квартиру, теряешь дар речи – дом-то уже построен, никто не станет его перестраивать, переделывать, а доделками не обойдешься. И так все говорят – да ничего, жить можно. Вроде бы тепло, светло, а что сделано без души, так, что только руки попереломать тем, кто так работал, на это не приходится обращать внимание.

22.10.66 г.:
Люди ездили в Москву, Ленинград, говорят, в Москве нет мебели, а из Л-да не разрешают вывозить.

29.10.66 г.:
… Плохо идет покупка мебели. Как назло, за последние две недели импортной мебели поступает очень мало, да к тому же все то, что нам не нужно. Правда поступило много хельг, вещь это хорошая, красивая, удобная, но очень громоздкая и вам пока не нужная.
Я каждый день посещаю магазин, по два три раза. Уж там меня взяли на учет и, пожалуй, хотели бы скорее удовлетворить мой запрос, чтобы я не ходил, не смотрел, что и как там делается.
Я низко раскланиваюсь с уборщицей и рабочими магазина, они очень хорошие люди, не то, что наша знакомая зав. Одна она на меня косится, но если что будет, конечно, уж я возьму. После жалобы она стала чуть вежливей. Был уже несколько раз на базе. Так что все в курсе, что я хочу купить, дело теперь за поступлением нужных вещей. А вообще-то все, что бы ни поступило, расхватывают в миг, никак не насытить потребность. И главное все, всё берут, что только завозят. Это говорит о том, что люди стали жить хорошо. И иметь хорошую уютную мебель.
До сегодняшнего дня стоял у нас одиноко, забитый в ящик, купленный неделю тому назад шифоньер. Стоял одиноко и скучал, в ожидании своих собратьев по мебели. И вот сегодня ему повезло, кампания пополнилась, стало веселей. Мне удалось купить и привезти еще две вещи – письменный стол и к нему рабочее кресло
…гарнитур Ваш понемножку пополняется. А то, что я купил п-стол и кресло, это просто удача. Такие комплекты бывают очень редко. Я даже думал, что вообще его не достану, мог все купить, а это нет. Так, что я тоже очень доволен
… Сегодня как раз среди разных там книжных и бельевых шкафов и тумбочек, поступил один этот стол с креслом и уж его мне оставили. А сколько было желающих. Стол 2-х тумбовый – стоит 100 р. Кресло 32 р. Я видел когда-то тоже рабочее кресло к п. столу, гораздо хуже и стоило оно дороже 38 р.
… Это хорошо, что я в отпуске, могу походить каждый день. Но я с удовольствием занимаюсь этим делом, погода стоит очень хорошая, куда пешком схожу, куда съезжу и т.д. И время идет. …
Вашу телеграмму получили вчера. Текст ее оказался искаженным. Вместо 28 слов только 27, даже слово одно украли…. Я вернул телеграмму для уточнения, уточнили на 2-й день. …

27.11.66 г., из Харькова:
Ты хаешь свою «Канаву», а какие слова я найду, чтобы хоть в малой степени достойно обругать нашу «Яму». Ты в своей «Канаве» получил двухкомнатную квартиру, а у нас?! Институт со штатом в 1000 чел. преподавателей получает в год 4÷5 квартир. Хорошо?! Вот и жди, когда рак свистнет! Как видишь, наша «Яма» ещё хуже твоей «Канавы». А лучше чем? Не знаю.

28.11.66 г.:
В прод. магазинах сейчас кое-что появилось, откуда-то подбросили кур, даже больше, чем нужно. Есть колбасы. Как-то вроде веселее стало. А самое главное, мы уже не в общежитии, к нам уже никто ночью не стукнет кулаком в дверь, не заорет песню.

11.12.66 г.:
Уже неделю выдержал – не ходил в столовую и думаю еще продержаться, как вспоминаю, пропадает всякий аппетит. Колбас у меня сейчас столько, что хватит до приезда Светы. И в магазине есть, бывают разные. Мясо тоже есть, даже в магазине, масло есть, что еще там нужно, я не знаю…

Декабрь 66 г.:
На днях в Семипалатинск отправила ящичек с хорошими зимними яблоками и апельсинами. Хотя бы к Новому году получили они?

15.12.66 г.:
… Сегодня, т.е. 15, отправили тебе посылку. Так много хотелось вложить, но не хватает места, а ящиков на нашей почте нет. Надо на почтамт ехать.
Теперь насчет рубахи и свитерка. Знаешь, что такого свитерка, как я тебе купила (синьковый), я на толчке не видела ни одного. А Нонка у нас была когда, так говорит, что летом они были только единичные 75 р и их грузины выхватывали из рук у морячек. Они носятся хорошо и красивые. Можно с рубашечкой другой одеть, отстегнув воротник и с воротничком. Так что оставь его себе обязательно. Такого не достанем больше. А Генке дай вишневую. Она элегантная и ему размер подходит № 50. Такую можно достать еще, если захотеть. Мешочек открывается у неё просто растягиванием края, а потом снова сдавливается и закрыто.
…. Мне так хочется тебе купить нейлоновое пальто. Сейчас ходят у нас в таких красивых. Лучше, чем мы тогда видели… По бокам разрезики. Ворот вязаный. Погончики. Очень красивые. Вот к этому пальто шапочку с козырьком!!
Вообще эта Одесса – одни соблазны. Вещей – тьма!!
Этот раз на толчке одни вещи, а людей не видно. Малышу я ещё тоже ничего не покупала. Мама сходит уже позже и купит что надо

17.12.66 г
Я высушила голову себе, как выкрутиться из этого всего. Да и отдать холодильник – это безрассудство. Стояли 3 года, почти, на очереди. Да и летом мы без него пропадём.

25.12.66 г.:
Очень хочется, чтобы Генке подошла рубашечка. Две я не имела за что ему купить, ты ведь знаешь, милый. Надо будет куплю. Моряки будут привозить всем часто. А Юрке С. джерси я не знаю, какое. Он думает, как твои или как Генке? И знает ли он, что это не в магазине? Если будешь слать заказ мне – всё подробно опиши. Объем шеи, цвет, размер, качество. Я знаю, что Юрке мы тоже обязаны сделать хорошее.

26.12.66 г., из Риги:
А медицинское обслуживание? Поднял трубку – скорая помощь через 15÷20 минут уже у подъезда. А в …, помнишь, к кому то приехала через сутки или двое.
Правда, этой помощью я не пользовался, пока жил в Риге. Но представь, если бы у моего сына был минингит (наверно сделал ошибку) в …? Или другая серьезная болезнь. Я был бы в местной больнице в … Да.
В субботу я в магазине «Автомобили» встал на очередь. Думаю года через 2÷3 не купить, а выиграть машину, так по этапам. Вот завтра будет ДОСААФовская таблица, у меня 15 билетов. Думаю, мотоцикл будет. Между прочим, я записался на «Москвич-408». Мой номер 6504. Встану на очередь и на «Волгу». Это для тебя. Глядишь, лет через 5÷6 подойдет время и будет желание, возможность её приобрести. Пока еще машина не нужна. Если у меня будет дача, участок, то это желательно.

Декабрь 66 г.:
… Я искала у нас в магазинах бейц, но он редко бывает. Очень неудобно от Белодеда. Я, по правде сказать, тоже не знала, что это не весь нам. Там, так как было его мало, что если-бы я хотела полочки сделать потемней, так израсходовала бы ещё тогда весь. Но я буду искать все же. Дед наш вместо бейца применяет краску для материи

От 29.12.66 г.:
… Сейчас уже понемногу привык вкушать столовские яства. Помню, в первый раз меня даже передернуло, когда я увидел шницель, вполне серьезно, настолько он был безобразен и неаппетитен, а сейчас я уже ничего вокруг не замечаю, стою себе в очереди и читаю спокойно газетку. Беру всегда одно и то же – борщ и мясо. И сок. И пока не отравился…
Мяса копченого у меня сейчас навалом, а еще Света прислала из Одессы килограмма три сала с чесночком, так я как король, всегда сыт. Света говорит, что и Вам отправила к Н.г. посылку, но, думаю, яблоки и апельсины не дойдут в целости – померзнут. Очень жаль.

… как только приехала, сходила на толчок, выполняя заказ одной тут, но теперь никуда не ходит. Мне купила и прислала голубой японский нейлоновый свитерок, исключительно шикарный и оригинальный. Но это вне плана, и я еще, может быть, его продам, если будет туго. Просто она не удержалась, настолько он хорош.

1967
06.01.67 г.:
Милый, всем, кто-что просит (в данном случае Фая), давай мой адрес и пусть сами излагают просьбы, переводят деньги и т.д. Ты не трать своё время, а прямо скажи, что не так поймешь или что, а я им по их писулькам заказы буду выполнять. Это, конечно, относится к тем, кому мы хотим сделать одолжение, а не всем подряд. Ты меня понимаешь. Ну, а главное, когда вышлют деньги, тогда и буду делать покупки. Ты так и отвечай. Это ведь не рублевые заказы, а лишних денег у меня нет. С Генкой мы рассчитаемся полностью в конце января или начале февраля (если он в отпуск не уезжает сейчас).

07.01.67 г.
… книгу Оле не достали. Их нет, даже в фирменном «Медкнига». Ответили, что это Москва высылает по ВУЗ'ам (по заявкам специальным), а в магазине для ин-та нет. Есть анатомия только для мед. училищ.

07.01.67 г.:
… Раз в день хожу в столовую, там все так же гадко. Но терплю.
а я сожалею, что не уговорил ее поехать раньше. Потому что здесь, кроме картошки и мяса жрать нечего. Кстати, получили ли Вы посылку от Светы к Н. году? Она посылала Вам мандарины и еще что-то…

03.02.67 г.
Как ты себя чувствуешь? Что болит? Прошел ли кашель? Надо было в Москве купить себе медикаментов от гриппа и кашля, раз в … этого нет ничего…

05.02.67 г.
Болел не сильно, но дома сидел неделю. Соседи меня всячески лечили и кормили, один товарищ даже горчичники пытался поставить, но у него ничего не получилось – он их замачивал в слишком горячей воде. А в аптеках в те дни не было ничего, ни антибиотиков, ни даже просто норсульфазола. Единственное, чем аптека отреагировала на эпидемию – на один час был продлен рабочий день, аптека стала работать не до 5 час, а до 6-ти.

21.02.67 г.:
… получила от Нелли вчера письмо и пала духом, что нет кухни молочной в Канаве.
… Люська меня просила брату плащ здесь купить и, если что, дать ей телеграмму, чтобы она деньги прислала. Телеграмму дала ей 17, но денег нет до сих пор. А плащ был у Ноннки.
Ещё Файка просила костюм джерси (деньги прислала), но просила цвет яркий. А у Ноннки был темно-серый. Я дала телеграмму Файке и в тот же день получила её согласие на темно-серый. А на толчок я не в состоянии идти.

25.02.67 г.:
… Сейчас я думаю насчет того, где устроить тещу – кровати-то нет. И раскладушки не продаются. Прямо хоть покупай железную. Да и маленькой кроватки нет.
… И не дай бог обращаться к местным лекарям, каждый день слышу о безобразиях с медицинским обслуживанием в нашей Канаве, от тех, кто болеет. В городе осталось 20 врачей (это на 30-40 тыс. населения). Однако утешаем себя тем, что в целом по России на каждую тысячу человек населения их больше, чем где бы то ни было. Не представляю, что делать, когда понадобится вдруг, не дай бог, детский врач. Придется Свете консультироваться по телефону с сестрой – она как раз детский заслуженный врач.

28-29.02.67 г.
забыла очень важное тебе сказать. Ведь все из М-вы везут чешские кроватки детские. Они прекрасные (23 р.), раскладываются днем манежиком. Но у тебя к тому времени, вероятно, уже не было денег.

01.03.67 г.
Ты помнишь, когда меня провожал, проводница топила титан? Вся в саже сама, титан холодный, всю дорогу до Одессы без чая. Она всю дорогу ругала фашистов, которые нам такие вагоны дают.

20.03.67 г.:
…, где на 35-40 тыс. населения 20 чел. врачей. Скорая помощь приезжает назавтра, а то и на третий день, бывали такие случаи.

07.04.67 г.:
Квартира неплохая, как и твоя, 2-х комнатная, но двор – колодец, между 4-х домов, ужасный. Сотни детей, все, что стоит, лежит, висит уничтожают, ломают, бьют и никто не останавливает. Пока что все в беспорядке и очень грязно.
… давали талоны на питание в столовую города. Она все не ходила, а потом решили пойти с мамой, чтобы талоны не пропадали, чтобы узнать, как же питают там.
У мамы впечатление осталось очень плохим, грубость, все невкусное и несвежее, пообедали, долго потом отдувались и вспомнили тебя. Как нелегко тебе состоять на довольствии в столовой.

17.04.67 г.:
… 30-го приехали мои женщины, а через два дня Света с Ирой уже оказались в больнице, у Ирочки воспаление легких, двухстороннее. Застудили в дороге, проводница в последнюю ночь пила коньяк с грузинами и вместо отопления включила вентиляцию. Только я успел познакомиться со своей дочкой, как уже пришлось носить передачи в больницу.
… В больнице жуткие условия – достаточно сказать, что нет даже горчичников, мы собирали их у соседей, нет стерильного бинта и т.д. Как входишь, тебя сразу обдает духотой и кислятиной, уже просто заходить туда мука, а как же там живут люди? Света все две недели спала поперек кровати, голова на скамейке, ноги на стуле, чтобы не мешать Ирочке. Дети бегают по палатам и коридору толпой и орут так, что Ирочка все время пугалась. Короче говоря, не больница, а кошмар, и не дай бог снова им туда попасть.
… Сейчас весна, непролазная грязь и зловонные желтые ручьи. Но, кажется, страшнее всего здесь заболеть.

02.05.67 г.:
… В конце апреля я посетил мебельный маг. видел там кое какие остатки гарнитуров, что говорит о том, что мебель бывает.

20.06.67 г.:
… Сапожки купишь на каблучке с дл. голенищами на меху, только хорошие, не скупись, пожалуй, лучше черные. Пальто, если хорошее попадётся, то купи тоже…

… В вагоне-ресторане по пути в М-ву наблюдал картинку – мужик за столом развернул газету, сверху до низу заполненную списками избират. округов и долго не мог сообразить, что держит ее вверх ногами. Я подумал – кому нужна газета, которую можно читать в любом положении, лучше не читать вовсе, не тратить времени.

29.06.67 г.:
… Вот я и в Новосибирске, только что закончил мучительные блуждания по магазинам в поисках сапожек, но, увы, их нет, какая обида мне и огорчение будет им. Есть много, но все маломерки, 33 – 34 размер. Предчувствую, как меня встретят, нехорошо. Что бы смягчить удар я искал, чтобы хоть что купить ценное, редкое, нужное, но ничего нет, пальто такие страшные, только на коров. Обуви никакой нет. Купил им обоим по комнатным тапкам. По 7 рублей немецкие красивые, думаю, будут довольны, давно просили. Преподнесу от твоего имени, купил Оле шапочку меховую за 10 р. Не знаю, подойдет ли, понравится ли. Покупать на чужой вкус, ой, как трудно. Посмотрел для тебя все, что записано. Костюм видел очень хороший черный в 100 р., но размер 50-3, брюк нет, рубашек нет и в помине, обуви, как ты просил, нет, есть коричневые наши на коже 29 р., но это не то. Купил пару сандалет за 12 р. 80, такие примерно, как у тебя те светлые, но эти цвета беж и лучше вид. Если хочешь, напиши, оставлю тебе, не хочешь, возьму себе. Тебе же буду искать дома, возьму на учет все магазины. Ехали ребята из Москвы и Ленинграда, говорят нигде обуви нет, будет к 7 ноября.
Ламп для проектора нет, батареек к экспонометру нет. Ничего нет. Всё буду искать дома и, думаю, найду.
Сейчас иду обедать и через 2 ч. посадка. Очень голоден, из-за сапожек не мог даже покушать, а ведь не поверят, вот обида.

06.07.67 г.:
… не мог еще по-настоящему уделить внимание твоим заказам. Хотя уже два раза ходил в отд. магазины. Вчера даже прихватил с собой маму. Видели, что рубашки из простых, но неплохие, есть, пожалуй, парочку купим, есть неплохие брюки, по цене 31-37 р., есть по 25 р. Мы посмотрели, и, кажется, брюки подходящие, некоторые с отворотами или это теперь такая мода опять или еще из старых запасов. В общем, брюки у нас на 20-ю очередь.
Туфли есть, но не то, что ты просил, закрытые, корычневые (так), на резин. ходу 27 р., но не сандалеты, как ты хотел на микропорке и резинках.
Я буду ходить каждый день в магазины и, думаю, найдем, что-либо подходящее.
Теперь о твоих заказах:
- Сегодня же побывали с мамой в ряде магазинов. Купили одну рубашку с коротким рукавом на выпуск с карманами голубого цвета, ищем лучших с длинным рук. Я думаю, найдем и пошлем пока шт. две. Если понравится, тогда скажешь, пришлем еще, не понравится, я думаю, у тебя их возмут (так). Таких нет ни в Челяб, ни в Н-сиб. Нет там и брюк, а у нас есть, и неплохие, если нужно, тебе возьмем.
Я жду ответа на свое письмо к тебе из Н-сибирска. Я там спрашивал, нужны ли тебе сандалеты, такие, как я купил, на подобие тех, что ты носишь.
Как получу, сразу все вышлю посылкой.

06.07.67 г.:
Посылаю тебе три рубахи. Время было упущено, а потом нужно было скорее, скорее купить и послать. И вот купили, не знаем, подойдут ли тебе, по цвету, фасону и размеру. Две 48 и одна 46 размера, рост 2.
Если не подойдут, отдай кому-либо, и мы тебе купим еще. Я думаю, что их возмут (так), потому что ни в Челяб, ни в Новосиб. нигде нет рубашек и брюк, а у нас есть, потому что своя ф-ка и шьет прилично. Я бы подождал покупать и слать, нашел бы и лучше что-либо, нужно время, но мне,…, было очень неприятно слушать, как каждое утро, уходя на работу, ты думал, что одеть, рубашек у тебя нет, брюк нет и т.д.
все, что тебе нужно, купим. Поноси эти рубашки на рыбалку, приедешь в сент., подберем, купим лучше. Насчет брюк решай, если нужно, купим, пришлём, можно выбрать. Если терпимо, приедешь сам возмешь.
Туфли есть коричневые – на резине бугристой остроносые 27 р. и беж цвет вроде сандалий, но без дырочек, тисненые – 25 р. Опасно брать на твой вкус. Сандалет с резинкой на микропорке нет, я буду следить за поступлением. Обувь твоя для ремонта прибыла в один день со мной. На днях будет сделан, я только не знаю, что лучше, говорят, что на местном заводе подклеивают микропорку на любую обувь, может, я так и сделаю, завтра туда схожу.
Узнавал насчет нейлоновых рубашек, были недавно в военторге нашем 10 шт., расхватали с дракой, 29 р. стоит такая рубашка, будем иметь в виду.

16.07.67 г.:
Действительно, жрать здесь нечего, в …ве этой. Нет в магазинах ничего. Мясо папа видел сам, черное, вонючее.

20.07.67 г.:
Вчера получили от тебя саго. А получил ли ты нашу посылочку с рубашками. Вот наконец-то высылаю тебе твою обувь, долго ремонтировалась. Но, кажется, сделали не плохо.
Все время слежу за поступлением обуви в магазины, но пока что нет поступлений.

23.07.67 г.:
… с мясом там не важно, но ты знаешь… Света не права, при желании его можно всегда достать, и если бы был холодильник, хранить и всегда иметь. Конечно, жить семьей там можно и питание организовать не плохое можно, ведь живут же люди и не плохо. Но её пугают эти все трудности, так зачем они ей.
20 июля отправил тебе посылку с отремонтированной обувью, 2 пары туфлей, 2 пары ботинок. Ремонт производили на фабрике по рем. обуви, есть здесь такая. Сделали, кажется, хорошо. Если понравится, всегда шли или привози, не запускай. На ботинках теплых заменили подошву кожаную на микропористую, как ты и хотел. Я сделал косячки и, думаю, теперь на некоторое время ты будешь обеспечен обувью. Сандалеты я не послал, т.к. письмо получил после того, как отправил посылку, а раньше ты на мои вопросы, слать или не слать, не отвечал. Но ничего, месяц ты проходишь в этих туфлях, потом приедешь к нам, если нужно заберешь сандалеты или купим что-либо лучшее.
Я вот все думаю, почему осенью и зимой ты не носишь калоши, это так удобно и практично. Надо купить и носить.

11.08.67 г.:
Здесь в Институте уже объявлено, что всех студентов отправляют с 12.8 в колхозы, на уборку овощей и зерновых.

20.08.67 г.:
… послал тебе бандероль, с тем, что ты просил, купил тебе и авторучку. Теперь, кажется, все выполнил, что обещал. Кроме костюма и хороших туфлей, но это уже будем смотреть, когда приедешь.

09.10.67 г.:
Настроение хорошее. Его не испортили даже типичные для …вы явления – утром встал – нет эл.эн., вечером отправился в баню – закрыта без объяснений.

15.11.67 г.:
… послал тебе наспех письмо и думал на днях в посылке с аэрозолем послать еще одно, тем более что на некоторые вопросы я тебе не ответил. Но оказалось, что этого препарата нет в продаже. Посылка, видимо, задержится до уточнения, какие тебе нужны рубашки, пока мы их купим и т.д.

11.12.67 г.:
Не очень уверены, что тебе опять понравятся рубашки. Купили мы их три штуки, две, как ты и просил, наподобие оставленной на память Светкой, а одну с лавсаном.
Такие цветастые бумазейные рубашки сейчас очень модны и идут нарасхват.
Для работы очень приличны.
Посмотри, примерь, понравятся, носи, не понравятся, продай, с учетом стоимости пересылки.
Взяли мы две 48, одну 46 размера.
Одну мама переделала для носки поверх брюк как пижаму. Как они тебе подойдут по размеру и вообще, сообщи немедленно.
Аэрозоли в продаже нет, пока купи ДДТ и применяй его против клопов.
В посылке три рубашки две по 6.45, одна 7.20 (это на случай продажи, если не подойдут). Две банки молока, банка кофе, кило колбасы, перчатки, шампунь, больше посылать нечего.

1968
15.01.68 г.:
На днях купили тебе еще две рубашки, эти уже выходные. Одна белая, под галстук, польская, другая черная – почти, шерсть с ловсаном , очень приличная с карманами, можно носить вместо пиджака.
Купили так же туфли черные с резинкой на микропорке Алма-атинской ф-ки. для повседневной носки на работу и т.д. не плохие.
Все это подготовим и вышлем в феврале

14.02.68 г.:
Сегодня послали тебе посылку. В ней кое-что, что у нас могло быть. Посмотри хорошенько рубашки, если подойдут по размеру, по вкусу, носи на здоровье, не подойдут, отдай кому-либо. Рубашки хорошие, я сомневаюсь только насчет размеров, до сих пор мы не знаем точно, какой размер тебе нужен 46 или 48. Померь и сообщи. Сейчас в магазинах много костюмов от 81 руб. до 145 р. ценой, есть черные и др. много брюк. Все есть. Туфли я тебе послал из дешевых, специально для работы, рыбалки; но и их достать так просто нельзя.

24.03.68 г.:
… снова стал ругать эту вонючую …ву. Грязища вокруг, в столовой есть нечего, в магазинах ничего нет…
О рубашках, что вы мне прислали. Байковые я, конечно, ношу, иначе мне совсем не в чем было бы ходить. А другие мне велики. Серая, правда, в самый раз, но ее буду одевать летом. Мне нужны рубашки не по размеру, а по воротнику № 38, иначе они висят и под пиджак их одевать очень неприятно. Здесь купить совсем нечего, но до отпуска я уже подожду. Мне больше ничего покупать не нужно, разве только нейлоновые или шерстяные.

25.04.68 г.:
… несколько дней занимаюсь приведением в порядок «М», готовлю к сезону. Много возни кое-чего нехватает и негде взять. Поставил на зарядку аккумулятор – новый. Но плохо, что нет своего ареометра и вилки вольтметра. Попросил тут у одного, но все ведь нужно платить.
Если будет возможность, купи, ареометр стоит недорого в пределах одного рубля. Контрольная вилка вольтметра, не знаю, если дорого, то не нужно, где-либо достану. В общем, посмотри в своей записной книжечке, там все записано, что мне нужно.

29.04.68 г.:
… «М» нужно еще просмотреть, но я думаю, мы это сделаем с тобой, нужно заменить сальник задней полуоси, стоят они копейки, но нет нигде, если найдешь где, купи или достань номер сальника задней полу оси (так) – 400-240-10-34.

20.06.68 г.:
… Носил для покраски твой отрез, ты просил сделать его темно-синим. Но в мастерской нет такого красителя, предлагают окрасить в черный, как самый модный, в черный, говорят, хорошо окрашивается. Вот я и не знаю, не сдал и решил спросить твое мнение.

01.07.68 г.:
… В эти дни не раз ходил в магазины, думал, найду тебе сандалеты, но их все нет. Как будут куплю.
Ты писал, что сейчас там сложно с питанием, в магазинах хуже и т.д. Надо тебе хоть раз в неделю брать кое-что на базаре, мяса кусочек, творожка, и т.д., и делать себе дома хороший обед, пусть это будет раз или два в неделю, но это будет хорошо. Как тебе нужен холодильник хотя-бы небольшой. Стань ты на очередь и в будущем году возьмешь его, надежды на то, что я выиграю, конечно, есть, но когда?

01.07.68 г.:
Зло на …ву эту проклятую страшная – жрать совсем нечего, в магазинах только масло на сыр, да и тот не всегда. Я его уже видеть не могу, не то что есть. Пошел сегодня в столовую, в кафе «Юбилейное» - одни паршивые котлеты, взял меню, сунул его в нос тем, что сидят в конторе, они мне какие-то объяснения, что будто бы нет у них зав. столовой. Кто их знает, может быть, они и не причем. Сидят там пятеро, больше, чем на кухне. Сытые, жирные. И пошел ни с чем. В морду им дать – так сам же и сядешь. А разве объяснишь все это Прядко! Зашел в магазин, думаю, возьму мяса да молока. Где там! Мясо распространяет зловоние на весь магазин и окрестности, молока нет и в помине. Вот так. Хотел было написать куда-нибудь, потом, вернувшись домой, почитал немного и решил, что глупо это. До бога далеко, никому эта канава смрадная не нужна. И как-то успокоился. Ладно, поживу как-нибудь, куда деваться-то.

19.07.68 г.:
Со дня на день мне обещали нейлоновую рубашку, но так пока и не достали.
А поэтому решили послать посылку без нее, а если достану рубашку, вышлем потом отдельно.
купили отрез на брюки, какой ты и просил. Купили также отрез вельвета, черного, на рабочую куртку. Сандалеты не купил, их так и не было еще.
Оле туфли не покупай, не надо, мы уже сами купили ей две пары, белые и черные лакированные, все, что надо. Туфли очень хорошие. Маме пальто так и не подобрали, она в обиде, как всегда. Но нет ничего подходящего, много раз ходили, мерили, все не подходит.
Хорошо, что ты разделался со своим плащом, он тебе кроме всего прочего еще и мал. Помни на будущее, что одесские толчки не для нас. Если что нужно, собирай, копи деньги, купим в магазине. Тем более к нам все, что нужно поступает, нужно только караулить, ходить держать связь с магазинами.
По поводу питания я тебе уже писал, возможность у тебя есть, устраивай дома иногда хорошие обеды. Везде в столовых скверно, а в таких городах особенно. Так, что там не ругайся, не трать попусту время и нервы на тяжбу с работниками питания. Плетью обуха не перешибешь, а себя прославишь и расстроишься. Ты и я, и вместе мы с тобой не раз давали слово держать себя на тормозах, обходить кругом те места, где назревают конфликты. И надо это выполнять со всей строгостью, так будет лучше.

26.07.68 г.:
Я опять купил лотерейных билетов, все надеюсь выиграть для тебя холодильник или «Запорожца», очень на это надеюсь.
Жизнь у нас сейчас в этот переходный период лета, стала трудней экономически. Все дорого, старую картошку съели, помидор своих нет, а это все на базаре очень дорого, картошка 40-50 к. кг, а помидоры 1р 80 к, невиданные цены.

01.08.68 г.:
Наконец-то собрали посылку. Ждали юбилейной продажи товаров в связи 250 летием (так) Семипалатинска.
Купили тебе нейлоновую рубашку и балонью (так) куртку, которые нам достались с большими муками. Знаешь, как такие вещи покупаются.
Если тебе не понравится или не подойдет куртка, у тебя ее возьмут с удовольствием. Здесь за них драка были по 56 р и по 70 р, мы тебе взяли за 70 р., по сравнению с балоньим плащом это куда лучшая вещь.
Хотели купить Оле плащ…
Но так и не удалось, что творилось там.
Было много обуви, шерстяных вещей.
Но для нас, что-либо достать не подсилу.
Нужно много времени, а главное сил.
Купили тебе теплую куртку, пусть она тебя согреет и главное она видимо очень модна и современна, так за ними гоняются, если бы ты видел, как мы ее покупали, папа как-то случайно попал в эту толпу и вот видишь, взяли и теперь сами удивляемся, как это нам удалось в такой битве остаться победителями, и даже все пуговицы остались целы, ну, это по случаю Юбилея нашего города привезли такие вещи, были плащи балоньи, для Оли хотели достать, ходили 3 дня и без результата.
Напиши нам, доволен ли ты будешь, нам интересно, нам кажется, тебе она очень нужна, она очень теплая и не боится дождя, как будет рубашка, тоже юбилейная, 38 размера не было. Ну, будь здоров целую мама!

Август 68 г.:
Получил посылку вчера, восторгам моим нет описания. И как это Вы сумели достать такую вещь – это же мечта! Кстати, примерно за неделю до посылки мне почему-то приснилась какая-то куртка наподобие этой. В общем, я так доволен, что и не знаю, как Вас благодарить. Теперь с нетерпением жду подходящей погоды, чтобы одеть ее. Да, ну и Семипалатинск! Думаю, что если бы я в это самое время проводил там отпуск, то может быть и Оленьке удалось бы что-нибудь отхватить. Интересно, что там было еще? Хотя бы знать, к чему стремиться. Куртка мне в самый раз. Рубашка воротником чуть-чуть больше, но тоже хороша. А брюки я уже заказал. Не знаю только, как сошьют. Не уверен, что сумеют хорошо. Теперь одеть мне есть что. В пыльнике рукава почему-то оказались слишком длинными, так я их в мастерской укоротил и теперь он мне как раз. Нужно держать курс на пальто, не знаю только, как это осуществится.

14.08.68 г.:
он просит узнать – нельзя ли там в Сем-ке купить у кого-нибудь Москвич, не продает ли кто-нибудь, или в комиссионном. У него с 1-го сентября отпуск и он мог бы приехать туда.

17.08.68 г.:
Значит, ты очень доволен нашими покупками, это приятно, носи на здоровье и счастье. Нам тоже очень понравилась куртка, очень удобная, легкая и даже красивая. Не знаю, как она будет в носке, но она лучше плаща, особенно такого, как ты покупал в Одессе. Такую куртку можно носить на теплый свитер осенью, когда холодно и дождливо. Их, конечно, было не много в продаже, а как за них дрались, что творилось, нам досталась случайно, без очереди.
Ты спрашиваешь, что еще было к празднику. Много было, но достать, что-либо нужное, ценное для нас, невозможно было. Были плащи балоньи (так) мужск. и женск. Оле мы не достали, были всякие нейлоны, шерстяные вещи, много обуви, материалов. Были и есть сейчас, очень хорошие костюмы черные (польские) по цене 97-105 р. На вид ничуть не хуже того, что купил здесь ты. Здесь бывает многое хорошее. Может быть, бывают хорошие зимние пальто. Нужно следить, узнавать, так что нужно заняться этим делом. Возможно, пальто тебе достанем здесь, не сразу, а со временем, сейчас у тебя есть еще пальто, зиму проходишь, а попадется, купим или мы или ты сам, это не такая уж проблема, копи, сберегай только деньги, не трать на мелочь и на ненужные расходы, помни, что копейка рубль бережет. Будут сбережения, будешь одет.
12 августа послали тебе посылочку семипалатинских фруктов-помидор. Интересно как они к тебе дошли, скоро ли, не испортились ли. Мы с мамой спорили, она хотела положить поспелей, а я позеленей, чтоб в дороге дошли. Кто прав, не знаю, я положил часть совсем зеленых.
5-го августа кое-как созрела первая помидора в нашем огороде, а с 5-го по 12-е уже начали созревать многие. Так что мы послали тебе свой первый урожай, чтобы ты покушал их с маслом и лучком, как любишь. Может быть, у вас там тоже есть помидоры на рынке, но уверен, что таких как наши, семипал., по вкусу нет. Тем более, с нашего огорода. Напиши, как дошли, если понравятся и будет нужно, пошлем еще

23.08.68 г.:
Срочно отвечаю тебе, как ты и просил. Несмотря на то, что я примерно знаю положение с покупкой «М», я все же сходил в комиссионный, кое у кого поспрашивал, нет ли где чего и т.д. Твой друг мне друг. И для Юрия, твоего хорошего соседа, я рад бы сделать все, что в моих силах, если бы была малейшая возможность.
Но, к сожалению, сейчас ничего сделать невозможно. В комиссионном как всегда огромная очередь, а за все лето в продажу почти никто не сдавал машин. Если что и было, то путем всяких там манипуляций, завещания, доверенности и т.д. Спрос большой, а предложений нет.
Сам знаешь, как ко мне ходили и ходят те двое – радиомастера (ты их видел), ходят, просят и ждут, что я продам.
А ведь они местные, пробивные, имеют много денег, ходят они не только ко мне, они обследуют и районы, и деревни, но не могут купить. Это о чем-то говорит.
Может быть, зимой кто и будет продавать, как обычно, но сейчас ничего нет. Новые в продажу поступают все меньше и меньше.
Так что с удовольствием помог бы, но сейчас ничего не могу сделать. Если в дальнейшем, что будет, я буду иметь в виду. Таким делом нужно заниматся (так) длительное время, систематически. Так и скажи своему хорошему соседу Юрию.

23.09.68 г.:
Подвел нас сильно наш старичек холодильник, верно служил нам 12 лет. А вот недавно я проснулся ночью от того, что в квартире стало дымно, пахло гарью. Начали искать, где горит, что горит, чуть не побежали к соседям. Но оказалось, что дымил сильно раскаленный трансформатор. А холодильник прекратил свою работу. Он у нас работает на понижающем трансформаторе 127 в.
Казалось бы, все просто, есть мастерская, вызвать мастера, отремонтировать и делу конец. Я предполагал, что сгорело реле. Но не тут-то было. Нужно было найти такого мастера, у которого было бы «свое» реле. И который бы был убежден, что получит с тебя за это реле столько, сколько ему нужно, бизнес.
Нашел такого мастера, привел, покопался он и сказал, что нужно менять весь агрегат, дело не только в реле. Агрегат с установкой стоит 85 рублей, это для нас непредвиденный расход и убыток. И мы пока что от замены агрегата отказались. Во-первых, потому, что дело идет к зиме, можно подождать, во-вторых потому, что я не совсем верю заключению мастера. Мне кажется, что главная причина в реле. Мотор напрямую, без реле работает хорошо, когда же подключаешь реле, оно очень часто отключает мотор, что не нормально. Но дело в том, что родное реле для холодильника «Саратов» 1954 года на 3,2 Ам., а мастер приносил на 2,2 А. Мне кажется, что разница в 1 ампер может вызывать плохую работу, частое отключение. Достать же здесь у нас реле на 3,2 А невозможно, как будто холодильники сейчас идут с реле в 2,2 А. К тому-же мастерской, как видно, интересно поставить новый агрегат, у них они накопились, у них тоже план.
Я хочу тебя просить, узнай там у специалистов, нельзя ли где достать нужное реле, а может, кто будет ехать в Москву, купить там, стоит оно всего 2 р. 40 к. Нужно реле на 3,2 А для холодильника «Саратов»-54.
…В водяном насосе машины сработалась до дыр стеклотекстолитовая шайба сальника. Мелочь, был бы кусочек стекло-текстолита, можно было бы самому вырезать такую шайбу. Но нет такого кусочка, и шайбу днем с огнем не сыщешь. Но я все же достал. Но это потребовало 3 дня времени. Теперь все поставил на место, вода не течет. Но говорят, что эта шайба частенько изнашивается, трение большое. Надо иметь в виду. Хорошо, что я заметил дефект дома и не допустил, чтобы где-либо в дороге вовсе вышел из строя насос, пришлось бы ехать на буксире, что не весьма приятно.
В посылке я пошлю тебе пачку коробку с 10 роликами цветной фотопленки «Agfa». Я купил две такие коробки в уцененном магазине по рублю коробка. Пленка просроченная, но специалисты брали и говорили, что пленка вполне хорошая, годная. Попробуй ее, если подойдет, я тебе пришлю и 2-ю коробку, т.к. я цветной не стану заниматся (так), а как бесцветную ее, наверно, нельзя использовать. Если будет хороша, то все же не надо покупать по 70 к. ролик.
Что там у тебя нового, как идут дела во всех отношениях, что кто пишет. Как экономически, готовишь ли что-либо дома. Недавно был в магазине, смотрел зимние пальто, бывают неплохие.
Подешевле с цигейковым воротником до 100 р, с каракулевым, черным – 184 р. Но это наших фабрик, Алма-Аты и др.
Я знаю, можно купить и дешевле и лучше, но надо следить за их поступлением.
Внизу листа карандашом нарисована шайба и приписка:
это точная форма стекло-текстолитовой шайбы водяного насоса. Тебе для обозрения на всякий случай.

12.10.68 г.:
Насос водяной поправил стекло текстолитовой пластика кусочек достал. У радистов они есть. Скоро наприкол.

27.10.68 г.:
Идет где-то близко зима, долгая, холодная, скучная. Чтобы легче ее пережить, нужно хорошо подготовится (так). Вот и занимались подготовкой. Ходили, покупали картошку, лук, капусту, а в этом году, это не так просто, почему-то всего этого мало и дорого.
Потом заготавливали с мамой дрова и в этом году заготовили их много, как никогда. (Видимо это к сносу дома).
…Частенько хожу в магазин одежды. Смотрю пальто зимнее для тебя. Импортных нет и, говорят, вроде не бывает. Алмаатинской и др. ф-к есть. С шалевым каракулевым черным воротником 193-197 р. (половина, видимо, тянет воротник). На вешалке выглядят неплохо, а как будет на плечах, не знаю. Буду следить за поступлением. Копи сбережения, купить все можно будет, когда приедешь.
посмотри там в магазине, нет ли бот «прощай молодость», какие ты мне один раз присылал. Мне нужен № 11, здесь нет, а это моя любимая обутка, на зиму, и тепло и сухо. Об этих ботах писали в Известиях, фабрики обязали выпустить, но вот у нас нет.
Здесь как-то были матерчатые суконные ботинки с молнией, на толстой резин. подошве, по 7 р. Я очень жалею, что не взял тебе. Если еще будут, возьму, ты их сможешь носить зимой, тепло мягко.
Стекло текстолитовая пластинка нужна была толщиной 3-4 мм, я кусок достал, сделал шайб шт. три, достаточно, да достал 2-ю помпу-насос, так что ничего теперь не надо.
А вот реле, если кто достанет это неплохо. Холодильник наш стоит без действия. Если дело окажется не в реле, то придется менять агрегат, а это платить 90 р. Как жаль.

04.11.68 г.:
Перчаток для тебя еще так и не купил, нет, дамские были, а мужских пока не видно, будут куплю.
…Большое спасибо от Оли за посылку, особенно за туфли. Мама просит, напиши цену этих туфлей

16.11.68 г.:
Все хожу, смотрю, как поступают пальто, но все не то. Сейчас есть очень хороший драп «Карлтон» в рубчик красивый, солидный, по 51 р. дают в кредит, но где и кто сошьет, а к нему еще нужно белый или черн. каракуль. воротник. Я посчитал, пальто обошлось бы рублей на 220-240 р. Может меньше, но уж это было бы пальто, но сшить то негде, да воротник достать тоже.
Обуви пока зимней нет. Купил тебе только теплые носки и две пары перчаток, нет, не кожаные, пока трикотажные коричневые, очень хорошие теплые, как когда-то я тебе давал.
Как только получу ответное письмо, вышлю бандеролью или посылкой.
Холодильник еще не довели, Валя забрала реле на ремонт и пока молчит, если дело только в реле, будет хорошо, если нет, то к весне заменим весь агрегат и будет новый холодильник.
Но на всякий случай встану на очередь на покупку нового в 1969 г., такая возможность есть.

19.11.68 г.:
… посылку я получила (папа, наверное, уже писал об этом). Большое спасибо. Туфли мне очень понравились; это, конечно, роскошь.

21.11.68 г.:
Касет (так) для мага пока нет, нам они тоже нужны. В наш маг, верно идут только до 250 м. Перчаток в продаже то же (так) нет, если все это будет, купим. Пальто импортные не поступали, да и наших нет хороших. Но на многих людях вижу очень приличные, где берут, не знаю. Не представляю, что за меховое пальто, написать в Казань я бы мог, он со мной был в хороших отношениях, но вряд ли это было бы удобно, да и он ничего не сделает и не пойдет на это. Попроси сам его сына, пусть напишет отцу в Казань о твоей просьбе. Если меховые пальто входят в моду, то они будут и здесь, здесь тоже вырабатывают меха и изделия из них.
Свитер светлый, конечно, не надо. Помоему (так), и здесь бывают такие, толстые массивные свитера, они очень дорогие по 50 и более рублей. Купить можно.

15.12.68 г.:
Хожу насчет пальто, пока ничего нет, импорт. не бывает, но, говорят, бывают наши улучшенного качества, если бы попалось хорошее 48 размер можно бы брать, как ты думаешь. Многие делают так, берут хорошее импортное, демисезонное пальто, делают к нему подстежную мех. подкладку и хороший воротник и получается приличное зимн. пальто, ты тоже так сможешь сделать. Продавали здесь как-то наподобие наших пыльников, как мы с тобой взяли, но на цыгейковом, хорошем меху. Не дорого 68 р.
… Нужны ли тебе еще белые нейлоновые рубашки или другие какие, здесь часто бывают.

1969
04.01.69 г.:
Я тебе уже говорил, что к новому году было выброшено много полезных вещей, особенно шерстяных изделий, свиторов (так), джемперов, шерст. трикотажных рубашек, таких как у тебя, одна есть темно серая, которую мама тебе все обтягивала перед отъездом от нас, очень хорошие рубашки по 26 р., ты сам такую где-то покупал на толкучке, она у тебя очень села.
Да вообще частенько, что-нибудь да бывает в продаже, и я все говорю вот бы купить Вите и т.д. Я конечно не знаю точно, что тебе нужно было бы, знаю только, что нужно пальто зимнее, но их нет. Если говорить откровенно, то многое, конечно, нужно, но можно и обойтись. Можно было иногда кое-что и купить, но прошлый год у нас был годом сплошных растрат, кое-что купили для тебя, кое-что для Оли, до сего времени еще не рассчитались за магнитофон,…
…. Для тебя, кроме того, о чем я писал раньше, т.е. - носков, перчаток, я купил еще не дорогой спортивный, теплый, костюм. Купил потому, что он дешевый, потому что у тебя нет пижамы, не в чем ходить дома. А в этом и дома хорошо, и можно поддеть при поездке на лыжах. Ну, а если он тебе не подойдет, то его у тебя кто хочешь возмет (так), их в продаже бывает мало и редко, да и по блату, как говорят.
Если-бы все то, что здесь бывает, да в ваши магазины, все катавцы были-бы очень довольны. Здесь пущена в ход новая ф-ка верхнего трикотажа, и делает хорошие вещи.

07.01.69 г.:
… мы все же пока купили тебе две рубашки, потому что в предыдущем письме ты написал, что «не в чем ходить, остались только две шерстяные, хорошо бы еще 2-3 каких-нибудь».
Так вот мы тебе шлем пока 2 и не каких-нибудь, а на наш взгляд хороших, одна импортная, а вторая пошита здесь, но из импортного трикотажного шерстяного полотна.
Вот эту трикотажную за 26 р шлем тебе для пробы, проверки, подойдет ли, во-первых, по размеру, а во-вторых, по виду и качеству, такая ли тебе нужна. Примерь, посмотри, если будет хорошо, напиши немедленно нам. Они пока что в продаже еще есть, есть других цветов – коричневые, синие. Если же тебе не подойдет, не понравится, у тебя их возьмут друзья, деньги пришлешь, я буду искать другие, какие нужно. Если кому из твоих друзей понравится, я могу прислать, есть размеры 50-52, нужны только деньги, они по 26 р. Особенно, Витя, проверь, подойдет ли тебе этот разм. 48-2, размер твой, других не было, они, говорят, немного садятся, это тоже нужно учесть, может, тебе нужно разм 50. У тебя, кажется, такая рубашка есть. В общем, пока что в продаже они есть, как долго будут, не знаю, это выбрасывали к новому году. Полосатая рубашка вдвое дешевле, но тоже приличная, подойдет ли размер. Напиши подробно, что и как тебе подойдет, как этот спорт. костюм, по-моему, рубашку – спортивную, можно носить на рыбалку тоже. Хочется, чтобы все тебе подошло по вкусу и по размеру.

08.01.69 г.:
Вообще вещи бывают хорошие, вот сегодня были китайские свитеры, расцвеченные на груди, красивые по 42 р. и т.д. Но нам это не нужно Нужно самое необходимое, я думаю, и тебе так же.
Недавно я видел у одного знакомого пальто на меху, ему привезли с севера, с Сургута – стоимость 73 р. верх брезент. черный как у тебя куртка с Сахалина. А низ белый мягкий мех. Пальто легкое, удобное теплое, но не выходное, к нему нужно еще иметь хорошее выходное.

14.01.69 г.:
… ты, наверно, уже получил нашу посылку, примерил и сообщишь нам, как подойдут тебе рубашки. Вот такие трикотажные мы видели с мамой других цветов, желтые, вишневые, синие, коричневые, но они не всегда бывают, их быстро разбирают. Готовят их для импорта, а часть попадает нам. Они из хорошего импортного материала. Главное, сообщи, нравятся тебе и подходят ли по размеру.

17.02.69 г., из Перми:
… не выдержал, проходя мимо магазина, купил «дюральку- казанку». Затем достал в магазине двигатель «Вихрь». Думаю, 20 л.с. достаточно, чтобы ходить со скоростью 40 км/час. Этого летом не купишь.

20.04.69 г.:
Материала светлого в полоску для брюк пока не нашел. Рубашки есть, в основном, светлые, но все в брюки. Из дешевеньких, местной фабрики можно найти на выпуск, мы тебе такую уже посылали, вот смотри, если такая подойдет, возмем (так), навыпуск, с карманами, простая. Ты этот свой заказ уточни.
Лучше, конечно, если бы ты сам был, купить можно многое, но нужно ходить, следить, в отпуск, конечно, нужно одется (так) получше, посолидней, взять, все что нужно, чтобы было, что переодеть.
Я для тебя уже давно купил сандалеты босоножки такие простенькие, но неплохие, это тебе здесь ходить в отпуске 41 размер, не знаю подойдут ли.

18.05.69 г.:
Если ты будешь в Москве и будет в резерве время, зайди в магазин зап частей (я потерял его адрес). Посмотри, если есть, возми (так):
Запиши это в свою записн. книжечку
1 – Сальники задних полуосей № 400-2401034-А3 пару штук, стоят они примерно 35 копеек.
2 – Ремень вентиляторный один или два.
3 – Манжет резиновых для тормозных цилиндров 25 мм – штук 16-20 Они стоят по 4 к. шт.
7 манжет резин. для главного тормозного цилиндра – наружных 22 мм штуки 4 и внутренних 22 мм 4 шт
Это все стоит копейки.
Это что мне нужно сейчас, если что дешевенькое найдешь другое для Москвича «403» - возьми.
Но это только если будет резервное время, а специально за этим не гоняйся. Возможно, в Одессе есть такой магазин.

20.05.69 г.:
… если все же попадешь в магазин запчастей и будут там тормозные цилиндрики в сборе, возьми по паре задних и передних, они маленькие много места не займут. Все посмотри что есть, а то, кажется, все это подорожает скоро. Постарайся все купить, что я просил, это мелочь нам очень нужны, и тебе в дороге не обременит все маленькое.

16.07.69 г.:
Туфли высылаю с опозданием. Забрал в понедельник из мастерской, там не посмотрел, а оказалось, что сделали аляписто, грубо, гвоздья (так) забили толстые, они внутри не загнулись, торчат, прокладки не вынули, а прибили и их, в общем одевать нельзя было, везти им обратно побоялся, начнут переделывать и вовсе разобьют туфли, они и так слабенькие. Пришлось самому дома устранять какчество (так) работы фабрики. Кое-где извлек гвоздья, заменил шурупами, подклеил прокладки с картоном, чтобы не кололись гвоздья и т.д. На сей раз фабрика подвела. Но ничего. Шли все остальное, буду следить за ремонтом. Они хорошо пришивают резиновые подошвы. Шли те черные туфли, если есть там за что держатся (так), подклеим все новое.

23.08.69 г.:
Из-за холодов наши помидоры так и не зреют, стоят зеленые, на базаре попрежнему (так) преобладают узбекские и очень дорогие. С картошкой тоже неважно, а мясные продукты есть, в магазинах много колбасных изделий, с урожаем хлебов тоже неплохо.

02.10.69 г.:
И далее покупали картошку, почти каждый день езжу насчет угля, жду, когда подойдет очередь.

23.11.69 г.:
… не смог сразу ответить, т.к. искал все то, что ты просил, бельё, шапку, свитер. Но, оказывается, все это проблема. Белья нет в продаже с сентября, свитера бывают редко и их трудно укараулить. А шапки, это вообще шапки невидимки, на прилавке их не видно, а на головах появляются, значит, были где-то, ищи-свищи.
Белья одну пару мама нашла в своем резерве, новое, вышлем, а как будет в продаже, купим еще. Как же так быть без теплого белья. Ну и все остальное будем искать, сегодня уже были на толкучке. По поводу шапки схожу к шапочному мастеру. Может, найду шкурку андатры (так), с них шьют хорошие шапки.

06.12.69 г., из Челябинска:
… Лежу я здесь, то бишь в госпитале, уже неделю. … Питание хорошее – пять раз в день, и калорийное. Есть телевизор и библиотечка. В общем, жить можно. Врачь (так) прицепился ко мне крепко и продержит, наверное, здесь не меньше двух месяцев. Очень не хотелось мне встречать здесь Новый год. Поэтому обращаюсь к тебе с великой просьбой. Дело в том, что здешний врачь намекнул мне, что возможно устроить непродолжительный отпуск к Новому году, если я пообещаю достать ему кое-что. Под кое-что подразумевается органическое стекло, которое ему понадобилось для выполнения одного рац.предложения. Поскольку ты собирался приехать сюда, то может быть ты захватишь с собой оргстекло со следующими размерами: 2000 х 2000 мм или 2000 х 1500 мм толщиной 8-10 мм. в количестве 4-х штук…

17.12.69 г.:
… может тебе во время поездки где-либо попадутся боты «Прощай-молодость» № 11, я так и не могу их достать. Стоят они 5 р. 70 к. Но их к нам не завозят, без них мне плоховато.
Специально не ходи, не ищи, не трать время, а вот если случайно найдешь, возьми.

1970
07.01.70 г.:
Шлем тебе посылку, почему раньше молчал. Раз нужно немедленно, пиши, все пришлем, у нас есть, что нужно. В посылке
1. Сала 2,5 кг.
2. Колбаса
3. Немножко копченой воблы или, вернее, глуховских чебаков, не знаем, нужны ли они тебе, но для любителей пива это клад, у нас за этим добром гоняются, не нужно тебе, угостишь того, кто любит.
4. Четыре банки кофе с молоком
Если понравится, пиши, сухого нет.
5. И кусок маминого торта в любимым (так) тобой сахаре.
Вот и все, что собрали на скорую руку, кушай на здоровье.

14.01.70 г.:
За присланные тобой ботинки спасибо большое, было-б еще большее, если-бы они были на номер больше, т.е. 42, для зимы я всегда беру на один два номера больше. Но и эти хороши потому, что они широкие лезут на два носка, пригодятся, я доволен. Конечно, лучше бы «прощай молодость», но их, кажется, не выпускают, писали об этом в газете.
Зима в этом году относительно теплая, и я пока хожу в кожанных (так) ботинках на искуственном (так) меху, купил осенью за 16 р, очень сожалел, что не смог достать две пары, одну для тебя.
А что делать с остальными, которые ты прислал. Видимо, кое что починить, ты приедешь, будешь носить на рыбалку?
Витя если тебе, что нужно из продуктов, ты не стесняйся, пиши, что можем, мы всегда пришлем. У нас здесь все-же лучше со снабжением не только, чем у вас, но и чем в других местах. Все-же имея запасы, ты всегда сможешь дома перекусить, пиши, что надо, в 2 недели, в месяц, если будем посылать и ты будешь обеспечен. Пиши, что тебе понравилось из нашей посылки, что надо, что нет. Как кофе, вобла. Если бы найти растворимого кофе, было бы хорошо.
Висит на мне забота – свитер и шапка для тебя, свитер закажем, но вот шапку сложнее, а хотелось бы достать тебе хорошую.

30.01.70 г.:
…забирать из мастерской свитер или нет, не будет ли от тебя отказ, т.к. ты писал раньше, что хочешь купить свитер через посылторг…

14.02.70 г.:
Ходил я еще раз к Сергею Болдыреву насчет шапки для тебя. Он, видимо, из-за своих семейных неудач не охотится на андатру (так). Но обещал попозже, выделить 7 шкурок. На шапку их нужно именно 7, по 7 р. и того шапка получится рублей на 70. Но так как уже на подходе весна, и возможно твой приезд сюда, то с этим делом мы потом разберемся на месте. Спешить не будем. Следующая зима еще далеко. А может быть, и просто где-либо купим шапку в магазине, или ты сам купишь, если поедешь в Москву, или куда-либо еще.

15.02.70 г.:
К с 100 летию (так) В.И.Ленина здесь готовятся большие торжества. И в связи с этим будет всего, везде в изобилии.
Может быть, купим то, что ты скажешь, что тебе нужно, в честь этого праздника, на память.

07.04.70 г., из Казани:
… ты спрашивал, есть ли в магазинах меховые пальто в Казани. В летнее время бывают короткие, внутри – цигейка. Стоимостью 80÷90. Верх – тонкая черная парусина. Другого не видел. Шапки бывают на рынке по рыночной цене. Белёк 60÷800 (так) руб., есть из нерпы в магазинах 40÷50.

26.04.70 г.:
…Мотоциклы… Пока нет, но будут поступать.
…Если плохо с продуктами, напиши конкретно, что тебе нужно, пришлем, пиши обязательно, кушать нужно хорошо, это здоровье
Празднование 100 летнего юбилея ВИЛенина прошло здесь хорошо. Меня тоже вызывали в Горком, как ветерану вручили юбилейную медаль.

03.05.70 г.:
…Городок хороший, снабжение тоже, жить там можно прилично.
На всякий случай заходил еще раз 24.4 в магазин, узнавал насчет «Восхода», в этом году были один раз в начале года, когда будут, никто не знает, но говорят, что должны быть.
Оля повезла с собой туда бутылочное пиво, да и закуски мама приготовила кое-что, чтобы они хоть утром 1-го могли отметить праздник.
Жду, что ты напишешь, что тебе нужно из продуктов, потом вышлем. Здесь в праздники было все, что нужно.
…Шапка белек это конечно очень хорошо, но 80, дороговата, а зачем тебе две, а потом уверен ли ты, что он выполнит, купит и вышлет, не было б так, как с Алешкой, пошлешь деньги и дело с концом. Друзья, друзья, а в таких делах надо быть осторожным.
Кстати, наша знакомая, сейчас поступила в меховой магазин зав отделом, буду наднях (так) просить ее о шапках, чтобы дала сигнал, когда будут, так что ты там, я а здесь будем искать возможность купить шапку к зиме.

18.05.70 г.:
«Восходов» нет, бываю там изредка, но не реже раза в неделю

19.06.70 г.:
В этот раз мы очень долго задержали посылку, я знаю, что тебе нужна она срочно и вообще, нужно что-то съестное, а особенно для рыбалки.
Но ничего особенного мы подобрать не смогли, а то, что хорошее (напр. кофе, печень), его мало, это Оля привезла от Жени только по одной банке.
В общем отправляем тебе из съестного 3 банки колб. фарша, можно бы больше. Но мы сами покушали, нам не понр., соленый, если тебе подойдет, напишешь. Пошлем еще этого добра пока много.
1 банку кофе, банку печень трески, 2 банки мясной тушенки.
Сало и колбасу, лучшей колбасы нет, если очень сухая, будешь отваривать.
Из вещей: брюки, рубашка, часы твои, кипятильник, две фотопленки 6х9 для твоего аппарата, клеенка на стол.
Я думаю, тебе эти мелочи в хозяйстве пригодятся, все нужное.
Вот пока и все, что из съестного тебе подойдет, напишешь, пришлем еще.

21.06.70 г.:
Насчет «Вяток» и «Восходов». Конечно, Восход лучше, это факт, говорят, что «Вятка» тоже транспорт, ездить можно, люди берут и т.д. но говорят, что на ней едешь как на бревне, чуть маленький камешек попал под колесо можно перевернуться и т.д. Но дело в том, что «Восходов» нет, говорят, будут, а когда, не говорят, не знают.
я в спорт магазин буду ходить часто. В случае чего тебе сообщу телегр.

05.07.70 г.:
Витя, все время я хожу насчет «Восхода» и теперь уж появилась страсть в этом деле. И мне казалось, что это будет просто, купить, но увы, желающих много. И вот на днях я даже расстроился, мне сказали, те, кто там ждет каждый день, что якобы в средине месяца было штук 10, но они не увидели света, их взяли прямо с базы. Кто что я и не узнал, но продавцы говорят, что не было, будет в этом квартале. Оказывается и тут нужен блат, нужно кого-то иметь, чтобы сигнализировал с момента поступления счетов.
Постараюсь завести таких знакомых, но я теперь сам видел, как много там желающих и ходят они изо дня в день. Зимой стояли, никто не брал, а теперь вот так. Ты прав, надо было думать зимой и весной. Ну что-ж, я думаю, будем упорно ждать и брать, лето конечно идет, хотелось бы скорее. Но что поделаешь. При всем желании не ускоришь. Если терпение у тебя есть, терпи, жди, возьму, сообщу телеграммой. А потом ведь доставка в Катав займет много времени, если отправлю контейнером, а иначе и нельзя. В общем, смотри, если не хватит терпения, бери там, что-либо. Я понимаю, что самая пора, охота побыть на природе, что без транспорта становится трудно, но конечно нужно было об этом принять решение зимой или хотя бы в марте, ты прав, но, как всегда, мы бываем правы с большим опозданием.
«Вятки» и другие какие-то роллеры стоят, мало берут. Восход, конечно, лучше, теперь уж я к нему присмотрелся. Пошукаю за это время, где-либо еще, на базе потребсоюза, спрошу в районах и т.д. В общем, я готов взять, были-бы.
ждем сообщения, что тебе понравилось больше всего из съестного, и тогда вышлем тебе еще, ты не стесняйся, пиши, что нужно. Оказывается, Вяловы тоже шлют туда в Маш городок, а их сын якобы ездит туда к вам за продуктами, значит где-то около вас лучше, чем у них.

20.07.70 г.:
В посылке:              5 банок фарша колбасного
                               1 банка «Поросенок» для пробы, мы не пробовали.
                               2 банки тушенки
                               1 банка кофе с молоком   не влезла
                               колбаса, сало, часы, вот и все.

23.07.70 г.:
Вот эти месяцы нам немало беспокойств доставили строители-канализаторы, всю нашу улицу исковеркали до неузнаваемости, вот уже 4 месяца сидят здесь, плывун мешает, да и нет никакой организации труда, стихия. Дважды выводили из строя наш водопровод, сколько нужно было бить лбом во все двери! Требовать, чтобы заставить сделать эту, казалось бы, мелочь, сварить трубы, полтора месяца без воды. Теперь под угрозой наша канализация. В общем, прикрываясь тем, что они ведут, якобы, нужную стройку, все остальное топчут, ломают без нужды и разбора, и жаловатся (так) некому, нет виновных, нет и того, кто бы был в чем то заинтересован. Жители злы, видят, как эти строители днями загорают на солнце, или режут в домино, а улица обезображена, дело стоит на месте. Вот это режим экономии осуществляют такие малосознательные люди.

17.09.70 г.:
…ищем купить Оле зимнее пальто и сапожки. Пальто бывают, но всё Алма-Атинской ф-ки, драп хороший, а сшиты неказисто. Сапожек вообще в продаже нет. Там, где Женя, тоже ничего этого нет.
Посмотри, Витя, может там будут хорошие сапожки № 37, деньги немедленно вышлем.
Пиши также, что нужно тебе к зиме. Шапки я знаю, буду искать шкурки андатры (так). А еще что?
Посылаю тебе две пары теплых носков, думаю, что пригодятся, если даже тебя переведут в более теплые края. В посылке сало, колбаса, кофе банка, фарш и гуляш

17.09.70 г.:
Сегодня отправили тебе посылку, маленькую, но если у вас там по-прежнему неважно с мясными продуктами, то она пригодится…

Урожай здесь в этом году очень неплохой, но с мясом пока что не стало лучше, перебои, картошка тоже не особенно дешевле. Дешевы только арбузы, огурцы, капуста, этого добра очень много уродило.
Как у тебя дела с зимней шапкой, видимо плохо. Я вот только теперь начинаю об этом думать, буду изыскивать возможность, что-либо достать, в первую очередь буду иметь тебя, конечно, тебе это дело важней, я еще год перехожу в старой.
Ты подумай, может, тебе еще что-либо будет нужно зимнее, о пальто я знаю, наблюдаю, но их нет хороших, напиши, в чем нуждаешься, может у нас легче купить.

15.10.70 г.:
Сапожки Оле, я думаю, мы здесь купим, ты не утруждайся, не ищи, раз там так плохо с этим делом. Здесь иногда кое-что бывает хорошее, но не всегда уследишь, а если и уследишь, так не возьмешь, моя печенка уже не выдерживает большого давления. На шапки у меня есть заказ в магазине, обещают сообщить, когда будут, но пока видимо не поступают. Пальто я посматриваю, пока хороших нет. Давай будем вести подготовку к будущему твоему приезду сюда, тогда все купим, что надо. Бывают недорогие, хорошие костюмы, хорошая обувь и мн. другое, все здесь можно купить, были-бы деньги и время.
Кофе и еще что-либо, как соберем, вышлем. Пиши, как у вас теперь с питанием. У нас в этом году хороший урожай на картофель, капусту, огурцы, помидоры и т.д.
С мясом пока не так уж хорошо, но колбасные изделия есть достаточно.

осень 70 г.:
… вот пошел мелкий дождик, снова грязь, холод. Закрылась столовая на ремонт, а в другой всё настолько безобразно и отвратительно, что больше одного раза в день туда заходить не тянет, а в магазине купить нечего – молоко пятидневной давности, мясного чего-нибудь и в помине нет, ну и так далее.
… Ну, что вообще пропаганда рассчитана на среднего дурака, это ясно. Ну да ведь и этот осредненный дурак читает газеты, только когда сыт. Что уж там говорить об очередях, как о показателе благосостояния покупателей – кому неизвестно, что за каждой мелочью рядовому человеку приходится ехать куда-то за тридевять земель, в обл. центр или в М-ву. Так кого же вы пытаетесь убедить, что хвосты и очереди в моск. магазинах – это ох как хорошо. А как у нас вот и хлеба иной раз не купишь, так это как, хорошо? Когда-то, в сердцах, я написал в «Изв-я» об этом. Разумеется, это все глупо, писать в газету, уповать на то, что вездесущие корр-ты разберутся, помогут и «удивительные истории» закончатся тем, что хлеба в …ве станет в избытке. Ясно, что на все недостатки, на перебои с хлебом, например, имеется вполне объективная причина, кот. не устранит никакая газета. К сожалению, эти удивительные истории вовсе не так удивительны. Именно оттого мы все страдаем, что пытаемся обычное выдать за нетипичное. Раз нетипично, ст. быть нечего на него и внимание обращать, все само образуется к лучшему. Когда же газета действительно, будет отражать жизнь, а не славословить из номера в номер. И бороться за ее совершенствование.
Ведь брать ее в руки не хочется, нечего там читать…
Как будто пишется в ней о каком-то другом мире, не о том, в кот. мы живем, работаем, радуемся, страдаем.

Ежемесячный научно-популярный и научно-художественный
журнал для молодежи. Орган всесоюзного общества «Знание»
ЗНАНИЕ-СИЛА
            Уважаемый товарищ!
В этом году подписка на наш журнал лимитирована.
К сожалению, помочь Вам не сможем.
            Редактор         подпись           Н.Федотова

01.11.70 г.:
… хотели послать ее давно, чтобы попала к празднику, но все время не было хорошей копченой колбасы, какую всегда посылаю – украинскую. Так ее и не дождались, нет уже около месяца. Поэтому шлем вот эту, менее жирную. Другого ничего нет, пока, к празднику может и будет.
В общем, колбаса, сало, 2 банки кофе, и мамин рулет, больше ничего особенного нет, да и что другое пошлешь…

01.11.70 г.:
Все сроки отправки посылки истекли, ждали что поступит, что-либо хорошее в магазинах, но пока ничего нет, а ждать до праздника долго. Посылаем, что есть и что можно слать, да это, пожалуй, и наиболее необходимое из еды.
Сапожки Оле не купили, решили заказать на обувной ф-ке, там шьют довольно приличные внешне сапожки на меху, по носкости не хуже тех, импортных. В общем, на днях поедем закажем. А как у тебя с обувью, не нужно ли чего, нашей помощи. Если есть что чинить, посылай, ничего не выбрасывай. Вообще, пиши, в чем ты нуждаешься, о пальто и шапке я знаю, еще что?
Да, шапок так и не было в продаже, я свою старую подвергну реставрации и будет хорошо, а как ты обойдешься. Можно ли твою подновить, переставить части изнутри на видные места.
Сейчас как-то хуже стало с поступлением хороших вещей, особенно импортных. Экономически у нас не плохо, в этом году дешевле овощи и картофель, в магазинах есть колбасные изделия, правда все вареное, копченые бывают редко. Но все-же есть, на базаре много мяса по 3 р. кг. А как у вас?

15.11.70 г.:
Послали тебе посылку 1-го и после этого я все время смотрю, когда будет хорошая колбаса, чтобы тебе послать еще, но пока нет. Вообще-то колбасных изделий много, но все это вареное, не выдержит долгой дороги. Кофе больше не достал. Сало есть сколько угодно, бывает ветчина, вообще у нас со снабжением хорошо, все есть, много рыбы всякой. Если-бы было поближе, можно было бы слать тебе все, что есть. Пиши, что тебе еще нужно, будем слать, нужна ли тушенка, когда-то ты сказал не надо.
Недавно получили письмо от Вялова, что там рядом с тобой, Миас-20. Пишет, что у них лучше, чем у Вас, а чего нет, есть в Миасе.
Да, ты пишешь, что там можешь купить пилу, если есть купи, нужно мне примерно такого размера: диаметр 25 см. или от 25 до 20 см. Ни больше, ни меньше, одну из них хотелось бы с мелким зубом. Та, что мне дали, диам. 25 см с кр. зубьями очень толстая.
Сухое берет, а чуть сыроватая, не берет, заедает, не тянет мотор. И мне кажется, что это потому, что крупный зуб и что очень толстое полотно.
У нас в продаже нет.
недавно здесь судили жену одного ст. л-нта причем тоже одесситку, за те же махинации. Мать ей оттуда гнала из Од. посылками, дефицитн. вещички, она здесь распространяла. Потом оказалось, что где-то там их разворовывали и т. д

03.12.70 г.:
если что будет нужно из еды, чего там нехватит, поможем отсюда,
… Насчет пилы, Витя, ты не утруждай себя это не такое уж необходимое дело, есть так есть, а нет не надо.
А если просто купить, достать, то пересылать отдельно не нужно, пришлешь потом в контейнере с вещами. Я тебе не писал размеры 20-25 см в диаметре, но может быть даже лучше и поменьше до 15 см. Будет больше сила вращения и т.д. Но это мелочь, и я говорю, не уделяй этому внимания, на первом плане все другое, главное, а забот у тебя много. За сапожки мама уже благодарит, это внимание к ней она очень ценит.

Из зап. книжки:
10.XII. У Дурникина спрашивают: Ну, что там вчера было на партконференции? – «Сосиски, колбаса, водка».

17.12.70 г.:
Забыли только послать пару пачек чая, ты писал, что там нет. Очень жаль. Пиши, если нужно, пришлем. Это не трудно. Послали две банки кофе, хотя ты такое и не любишь, но другого нет, а это очень неплохое, кофе с молоком.

См. продолжение

3 комментария:

  1. ...как всё это свежо ещё в голове!.... оказывается. Да! Я не хочу жить в социализме СССР. НИХРЕНА НИЧЕГО ХОРОШЕГО! Об этом можно говорить бесконечно....Но...)) "не трожь говно - вонять не будет"

    как-то так

    ОтветитьУдалить
  2. ... Сейчас конечно все хорошо стало наконец то ) Ура! Теперь если хочешь можешь дефолтом 98 года наслаждаться, а хочешь кризисом 2008 года ) можешь пирамиды финансовые устраивать, дети ваши могут учителей в школе матом крыть, учить все равно никто не будет ребенка ни уважению ни морали. Уголовники теперь не на общественных работах трудятся а телевизор в камере с девочками смотрят. Подростки связывают и сжигают заживо ветеранов войны, чтобы продать потом их медали за защиту страны! Вы наверное правы сейчас все цветочным ароматом благоухает. Это конечно больше к комментарию предыдущему относиться, но и для автора статьи повод немного переосмыслить свое жесткое мнение. Плакаться в любое время можно. но учитывая довоенное послереволюционное время, ситуацию с туфлями серьезно воспринимать не стоит. после войны точно так же. пока был союз всегда война была после мировой была холодная. Это была свобода! От капиталла который сейчас важней морали, жизни вашей или ваших детей, важнее здоровья важнее страны важнее всего! Это самые основы капитализма и демократии. Всего вам доброго!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотелось бы утешить Вас, анонимный автор, да не найду – чем.
      Живём в одно время, в одной стране, а действительность (прошлое и настоящее) воспринимаем, оцениваем по-разному.
      Приводя длинный, очень длинный, длиною в жизнь, ряд выдержек из писем моих современников, реально живших людей…
      Потративших большую, очень большую, часть своей единственной и неповторимой жизни на стояние в очередях…
      Имел в виду предоставить тем немногим читателям, у которых найдётся время и желание вникнуть в эту житейскую, бытовую тягомотину…
      Возможность прочувствовать не выразимую словами тоску такого идиотического образа жизни: «Что дают?» - «Кто последний?» - «Я за вами!» - «Я отойду в другую очередь, а вы скажите, что я здесь стоял!» …
      Об окружающем нас цивилизованном мире (где «капиталл») можно, конечно, и не знать, не подозревать. Если не интересно. А почему не было хотя бы любопытства – пусть каждый углубится в себя.

      Задумался:
      А что, если, к примеру, фраза: «У них негров линчуют» - что, если это такой вот колдовской заговор (как сейчас пишут в рекламе: «Без вреда и греха. Честно. Надежно. Касса. Чеки»)?
      Совершали над нами в течение десятков лет некие оккультные манипуляции, произносили магические заклинания на политинформациях, партийных, комсомольских собраниях, на пионерских сборах, в детских садах и яслях, по радио, телевидению, писали в газетах, журналах…
      Внедрили в мозги нужные психические установки… Этакие шоры надели. Чтобы, значит, ничем больше не «заморачивались»…

      Ну и всё! Как пелось в лирической песенке – «…на долгие года».

      Вы пишете: «…учитывая довоенное послереволюционное время, ситуацию с туфлями серьезно воспринимать не стоит…».
      Предвидел такое восприятие упомянутого Вами эпизода. Потому и вопрошал: «…Поймёт ли кто из ныне живущих эту обиду? Мелочь, правда?...»

      За десятилетия воспитания «нового человека» мы с вами, все советские, утратили одно важное для живого существа свойство – эмпатию. Речь идёт о способности индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
      Ну, что поделаешь, Вы, уважаемый Анонимус, по прочтении этих вот строк:
      «…продали 3 (три!) пары и: «Всё, больше нет!»
      А мама моя, молоденькая, скромная, тихая, безответная, - оказалась четвёртой в очереди…»
      Вы ничего такого особого не ощутили. Вы же наверняка убеждённый коммунист. Из таких, как Вы, поэт призывал гвозди делать. А гвоздю эмоции иметь не пристало!

      Вот и тоскуешь, товарищ – «…пока был союз всегда война была…»
      И правда! Славно-то как!

      Но открывается всё-таки возможность утишить Вашу боль! Насчёт стойки на рогах перед всем миром – не извольте беспокоиться! Уже заняли позицию. А в рассуждении холодной ли войны, горячей – всему своё время…
      Так что, если нравится именно это, тоже примите пожелание – всего Вам доброго!

      Удалить